Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 25.11.2020, 06:08

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [200]
Страничка логопеда [14]
логопед Данфельд В.И.
Страничка старшего воспитателя [7]
старший воспитатель- Гайдукова Е.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи

    "Игры в жизни современных детей" Исакова С.Н.

    Игра и детство неразделимы; не существует не игравших или не играющих детей (по Конвенции о правах ребенка детством считается период человеческой жизни с 0 до 18 лет [Специалистами не раз отмечено, что среди занятий детей дошкольного возраста игра (игровая деятельность) занимает ведущее место, уступая впоследствии часть своего пространства и времени учению и общению, но не покидая жизненного пространства детства В настоящей работе мы обратимся к подвижным играм, не затрагивая подробно игры с игрушками, сюжетно-ролевые, умственные, спортивные игры, игры на местности и пр.

    Источниками исследования послужили педагогическая печать, материалы Интернета, собственные наблюдения автора .

    Значение подвижных игр для комплексного физического и нравственного развития детей, для их социализации несомненно. Но гораздо шире воспитательные функции подвижных игр: это патриотическое, правовое, эстетическое воспитание. В таких играх дети получают не только социальную, но и значительную эмоционально-психологическую практику, у детей воспитываются положительные черты характера – настойчивость, выдержка, храбрость, выносливость и др.; ценные психофизические качества – быстрота, меткость, координация движений. По наблюдениям педагогов-практиков, подвижная игра – «практически единственная возможность без принуждения выработать у ребенка [дошкольника] навыки произвольного поведения, интенсифицировать двигательную активность» В эпоху научно-технической революции, урбанизации и информатизации, существенного ускорения темпов жизни меняются быт, уклад жизни людей. Признано, что внутренний мир современных детей, набор их ценностей и мотивов отличается от внутреннего мира их родителей, тем более – бабушек и дедушек, однако внутренне присущая детскому возрасту игра не покинула его. Естественные потребности детства в игре, в общении, в движении комплексно реализуются в подвижных играх. В современном обществе часто их заменяют своеобразные суррогаты. Потребность детей в разнообразных играх часто реализуется через предлагаемые детям дошкольного и младшего школьного возраста различные развивающие игры, которые впоследствии замещаются также весьма различными компьютерными играми. На смену естественному межличностному общению, еще неразвитому в дошкольном возрасте, приходит стремление к электронному (компьютерному, сетевому и пр.) общению у детей младшего школьного возраста, которое вполне разворачивается в подростковом возрасте. «Вечный бегатель, вечный прыгатель» дошкольника со временем замещается спортом и/или дискотечными танцами, представляющими собой общие ритмические движения под музыку, не требующие подготовки, знания правил игры, музыкального слуха и даже минимальной дисциплины. В школьном возрасте потребность детского организма в движении либо редуцируется под влиянием лени и естественной усталости от учебы, что ведет к гиподинамии, либо реализуется в спортивной секции. Последнее, казалось бы, и неплохо, но ориентированный на жесткий профессионализм спорт отнимает не только всё свободное время, душевные и физические силы у юных спортсменов, он деформирует и их внутренний мир.

    Часто родители, стремясь к раннему развитию ребенка, рассчитывая, что это станет впоследствии залогом его успешности, пытаются дать ребенку как можно больше знаний в дошкольном и младшем школьном возрасте, сокращая таким образом его возможность играть специалисты констатируют, что «проблемой современного ребенка дошкольного возраста является неумение играть» Стремительное снижение игрового возраста отмечено отечественными педагогами еще с 1960-х гг. В середине 1970-х гг. А.В. Запорожец,

    директор Института дошкольного воспитания, сокрушался: «Очень помолодели игры, как будто табличку повесили – детям после 12 играть не разрешается» . В начале 1980-х гг. одиннадцатилетняя школьница из Москвы спрашивала – до каких лет можно играть в игрушки? – и наперекор одноклассникам отстаивала свое право «играть, пока не надоест» Авторы серии «Мир детства», ориентированной на родителей, в конце 1980-х гг. увещевали родителей младших школьников: «Многим кажется, что теперь это [игра] – пустяковое занятие <…> Но эти упреки совершенно несправедливы <…> игра, пока ребенок играет, – это действительно серьезное занятие» И сейчас, по нашим наблюдениям, дети 12-13 лет считают себя уже выросшими из игрового возраста. Они говорят: «Прямо детство вспомнили», когда им удается поиграть в подвижные игры.

    В педагогической прессе постоянно звучат озабоченные голоса: телевидение и Интернет отнимают у детей детство, у родителей – детей, у народа – его будущее. Имея уже в раннем детстве возможность получения информации, удовлетворения любознательности, естественной потребности в узнавании нового путем общения с экраном, дети вступают на легкий путь потребления.

    Вследствие разобщенности людей как одного из последствий урбанизации с ее с индивидуалистическими ценностями не возникают, особенно в больших городах, разновозрастные дворовые игровые коллективы, этот ценнейший путь социализации, который, похоже, уже недоступен многим современным школьникам. Затем естественная человеческая лень, слабость или отсутствие социальных связей и привлекательность заэкранного мира сливаются воедино. И вот уже подросток предпочитает прогулку на свежем воздухе и игры во дворе лежанию на диване с электронной игрой или «сидению» в соцсетях.

    Игровая сфера современного школьника однобока. Объективно потребность детей в игре остается, но место, которое в ряду ценностей и приоритетов детства занимают игры, в чем-то деформировалось, в чем-то расширилось, распространившись на не-игровые реалии. Внутренне присущая детству потребность в игре приводит к частичному (весьма немалому) замещению в ценностном ряду современных детей сюжетно-ролевых, подвижных, умственных игр на компьютерные. Изменилась психосемантика самого слова «игра»: это слово в устах юного поколения чаще всего ассоциируется с электронными играми и гаджетами. На фразу «Мы будем играть» они реагируют вопросом: «На чём?», а не «Во что?».

    Уменьшение количества или даже отсутствие подвижных игр в социальной практике школьников оборачивается инфантильностью, эгоизмом, капризностью, неумением общаться с людьми. Педагоги отмечают: «Детям нужно играть, учиться взаимодействовать <…>, тогда они превратятся в адаптированных, коммуникабельных взрослых, способных помогать друг другу и взаимодействовать друг с другом» .

    В последнее время значительное развитие получила анимация – развлекательные игровые действия, организуемые, как правило, на отдыхе, на праздничных мероприятиях. Подвижные игры, предлагаемые аниматорами детям и взрослым, в воспитательном и социальном плане имеют скорее отрицательный, чем положительный потенциал. Часто их сюжеты построены так, что одни играющие самоутверждаются за счет других; игровые действия и сопровождающие их слова зачастую неэстетичны и неумны, а веселье – неестественно. Для анимационных игр характерно заложенное в их сущности потребление услуг аниматоров, а не естественное игровое общение, не совместное творчество. Но дети, не видевшие других организаторов игр, воспринимают их как норму.

    В городах указанные тенденции проявляются сильнее, в небольших поселках и сельской местности – слабее. Этнографам известно, что, чем дальше от мегаполиса, тем традиционная культура сохраннее. Это положение относится и к игровой культуре. Нам довелось наблюдать в небольшом подмосковном городке

    совместную игру девочек школьного возраста в кукольный дом на улице: куклы, их одежда, мебель и посуда были вынесены из дома и помещены на расположенную невысоко от земли плоскую крышу входа в подвал. Бегавшие здесь же мальчики не мешали девочкам играть.

    Передача игровой культуры, веками совершавшаяся от поколения к поколению в межличностном общении, в современном обществе потерпела изменения. При нарушении межпоколенных и детско-родительских связей транслятором игровой культуры оказывается телевидение, затем – Интернет и СМИ в целом, являющиеся рычагами формирования мировоззрения, складывания системы ценностей как детей, так и взрослых . Таким образом игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка терпит ущерб

    Эти тенденции не являются внутренне присущими детству, их можно определить как издержки развития цивилизации.

    Характерную картину дает поиск в Интернете на словосочетания «игры современных детей», «подвижные игры современных детей», «игра в жизни ребенка», «игра в жизни современных детей». Выявляются сайты дошкольных детских учреждений (методические разработки), сайты продажи игр и игрушек (подсказка для обоснования выбора родителями тех или иных товаров), родительские сайты и форумы, а также – на разных сайтах и порталах – курсовые работы учащихся педагогических средних и высших учебных заведений. Подавляющее большинство материалов относится к детям дошкольного возраста, незначительная часть – к детям младшего школьного возраста, об играх подростков речь не идет. Большинство рассуждений и заключений касаются сюжетно-ролевых игр дошкольников. В студенческих курсовых работах в большей степени, в методических разработках и дидактических материалах педагогов-практиков – в меньшей, присутствуют классические положения о роли игры в жизни ребенка, констатируются гиподинамия и засилие компьютерных игр . Анализа или даже описания современного положения в области детских подвижных игр обнаружить нее удалось. Торговые сайты, опираясь на примерно такие же положения, рекомендуют родителям приобрести рекламируемые игры, игрушки, игровой инвентарь . Не очень активное общение по рассматриваемой теме на родительских сайтах, к счастью, не сводится только к сетованиям: там раздаются и здравые призывы играть с детьми, учить их играть, в частности, в подвижные игры. Трогательно звучат воспоминания взрослых людей о любимых подвижных играх своего детства.

    Методом наблюдения за детьми в парках, на улицах, во дворах, около школ и детских учреждений, а также с помощью членов педагогического отряда (о педагогическом отряде – см. ниже) удалось выяснить примерный перечень подвижных игр, в которые играют современные (преимущественно – московские) школьники: прятки, салки (догонялки) разных видов (салки-прилипалки, салки-стенки, пятнашки-ножки), салки с предметом, давно известные как «сифак» (тряпкой, мячом, мячиком из бумаги, заклеенным скотчем, то же ногами – ластиком), колдунчики (также современный вариант с жутковатым названием «зомби» [18]), «светофор», вышибалы, «собачка» (с мячом), «петушиный бой» (на одной ноге) классики, «ножички» («землю делить» и «футбол»), «резиночка», перебрасывание «летающей тарелкой» в кругу и парами, ножная чеканка мячика или другого предмета в кругу («сокс»), а также футбол и волейбол в упрощенных, не-спортивных вариантах. Классики нам однажды удалось наблюдать в редуцированном варианте, заключавшемся в простом перешагивании из клетки в клетку: прыгать на одной ножке девочка не умела. Встречаются догонялки или гонки друг за другом по сооружениям детских игровых площадок.

    По опросам подростков и старших подростков выяснено, что летом на даче или в деревне дети играют гораздо больше, чаще, разнообразнее. В частности, проявляются игры с палками («в пекаря», «в банки»),

    изготовление и запуск воздушных змеев, игры в воде при купании, даже казаки-разбойники. Видимо, это объясняется как влиянием игровой культуры сельской местности, так и сменой обстановки, возникающим каникулярным ощущением свободы, желанием в чем-то отрешиться от городского образа жизни, связанного с напряжением учебного года.

    Отметим, что среди примитивных подвижных игр, характеризующихся спонтанностью, недолговременностью, прочти полным отсутствием правил (например, кидание снежками), встречаются и подвижные игры более сложной организации. Это подвижные игры с правилами, требующие от играющих известной самодисциплины и (само)организации игрового коллектива. Среди них уже указанные колдунчики и вышибалы, а также упрощенный вариант волейбола в кругу «с отниманием рук и ног» (игрок, уронивший мяч, лишается права отбивать мяч сначала одной, потом другой рукой и пр.; это право возвращается к нему после удачной перепасовки).

    Как положительный момент следует отметить то, что в последнее время вследствие пропаганды здорового образа жизни, активного семейного отдыха с применением безмоторных средств передвижения возрастает количество семей, где дети с ранних лет воспринимают положительный пример родителей в умении кататься на велосипедах, самокатах, роликовых коньках, скейтбордах различных конструкций. В таких семьях, где родители принимают живое, искреннее участие в детской жизни, родительский пример, в том числе и в области игры, имеет большое влияние на детей. Овладевание техникой катания влечет за собой игры детей с велосипедами, скейтбордами и пр., где главное место занимает демонстрация умения и соревнование в умениях («А я вот так могу!», «А так сможешь?» и пр.). По сюжетам к таким играм примыкают игры с демонстрацией умений, разворачивающиеся на игровых и спортивных площадках, где нужно суметь пройти по узкому бревну, подтянуться на турнике, держать равновесие и пр.

    Отрадно, что имеются семьи, дети, ведущие здоровый образ жизни. Однако в социализации значительно большую роль мог бы играть детский игровой самодеятельный коллектив (дворовая компания). Важны игры, в которые играют дети сами, по своей инициативе, самостоятельно, без руководства или опеки со стороны взрослых.

    Существуют организованные игровые коллективы, в основном, в системе детских общественных организаций и в системе дополнительного образования детей, где понимающие проблему руководители учат детей играть в подвижные игры, и дети играют в эти игры, как под руководством, так и, что более ценно – самостоятельно.

    Такой опыт следовало бы распространять, но это далеко не просто, поскольку остро стоит вопрос о роли руководителя. Играть в подвижные игры, искренне, с душой, увлекая других, может далеко не каждый взрослый, не каждый педагог. Это – особый дар, свойство характера. Важно поддерживать организационно и методически таких руководителей. В частности, такую поддержку могут оказать курсы повышения квалификации по игре , хотя это – капля в море. Прогрессивно мыслящая педагогическая общественность приходит к выводу о необходимости учить детей играть, а также учить играть родителей и педагогов .

    Забери у дитя телефон,

    Поговори с ним о рыбках и птичках,

    Погоняй во дворе с ним в футбол,

    Костер разведи, не используя спички.

    Проще гораздо сунуть планшет

    В детские руки, не знавшие палок.

    Пока занят ребенок, скорей в интернет,

    Ведь «лайки» важнее пряток и салок.

    Дети сегодня не знают совсем,

    Что делать с луком, с рогаткой.

    Кроме игр он-лайн, других нету тем,

    Зачем нужны шалаши и палатки?

    «Царь горы», на санках катание,

    Игр «живых» миллион.

    Подари ребенку воспоминания,

    Забери у дитя телефон .

    В заключение следует констатировать значительный воспитательно-развивающий потенциал подвижных игр, который всё больше остается невостребованным в современном урбанизированном обществе с его взрывным развитием информационных технологий, с его индивидуалистическими ценностями. Происходит нарушение трансляции игровой культуры, разрыв межпоколенных связей. Возможности некоторого – не полного – преодоления создавшегося положения заключаются в обучении детей и взрослых играть в подвижные игры.

    Категория: статьи | Добавил: Natali (12.05.2019)
    Просмотров: 221 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2020
    Создать бесплатный сайт с uCoz