Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 26.09.2017, 12:16

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [74]
Страничка логопеда [5]
Страничка старшего воспитателя [2]
старший воспитатель- Ковалик Е.В.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи

    Развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста. (Разживина М.В.)

    Особенность работы музыкального руководителя такова, что ему необходимо развивать музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности. Результативность такой многогранной работы можно будет назвать успешной, если в дошкольном образовательном учреждении вести целенаправленную работу, как по развитию звуковысотного слуха и закреплению умений на практике голосом, так и по обучению детей музыкально-ритмическим движениям, в понятной и интересной для детей игровой форме

     

    Н.А.Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: " Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребёнка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно музыкально- слуховые представления звуковысотных отношений".

     

    Целью певческих упражнений, т.е. распевания является развитие певческой техники и музыкального слуха. " Каждое упражнение имеет свою ясную узкую задачу: развитие дикции, дыхания, диапазона, чистого интонирования, но решается на основе всего комплекса навыков. Эта работа обязательно должна быть системной и постоянной",- этому учит нас Н.А. Ветлугина, об этом пишет в своих работах А.И. Катинене. Эти утверждения абсолютно верны, но набор и репертуар этих упражнений относительно невелик, а наша творческая профессия стимулирует нас искать всё новые и новые формы обучения.

     

     На музыкальных занятиях в детском саду развиваются различные музыкальные способности детей. Но, пожалуй, самое трудное для музыкального работника – развить у ребёнка звуковысотный слух, научить его чисто интонировать, а это возможно только при условии систематических, а не от случая к случаю, занятий и использования конкретных, результативных методических приёмов. С самого раннего детства нужно подводить детей к осознанному восприятию высоких и низких звуков во всех видах музыкальной деятельности. Очень помогают в этом музыкально-дидактические игры по принципу «высоко-низко», «большой – маленький» ( младший возраст), при этом необходимо, чтобы раздаточный материал существовал на каждого ребёнка, что обеспечивает одновременно и индивидуаль- ный, и фронтальный опрос детей; выявляя детское непонимание в этом вопросе и возможность обучения на индивидуальных занятиях. А в старшем возрасте дети учатся слушать звуки и по вертикали и по горизонтали, то есть выкладывать на фланелеграфах од- новременно ритмический рисунок в сочетании со звуковысотностью. Это далеко не просто, но очень интересно детям.

    Игровой дидактический материал весьма разнообразен: это большие и маленькие ёлочки, цветочки, звёздочки, мячики, фрукты, геометрические фигуры, игрушки и т.д., что только увеличивает детский, познавательный интерес к этому виду занятий.

     

     С первой младшей группы на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.

    Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д.

     

     В старших группах дети к услышанной музыке сочиняют целые пейзажи, зарисовки, подби- рают героев и сюжеты сказок. Теоретическое и слуховое распознавание высоких, средних звуков очень важно закреплять на практике голосом, для этого существует  распевание на музыкальном занятии. Как правило, детям  очень нравится петь.

     Ведя диалог с детьми, мы выясняем: может ли спортсмен добиться рекорда, если он не будет тренироваться?; сможет ли без подготовки лётчик поднять в небо самолёт?; сможет ли портниха сшить бальное платье, если она не знает, как вставить нитку в иголку? Конечно, нет. Тогда сможет ли певец прекрасно исполнить песню, если он этому не учится и не упражняет свой голос?

    Упражнения для голоса, а именно распевки, не всегда любят и используют музыканты в своей работе, относясь к ним довольно эпизодично, ссылаясь на нехватку времени - успеть бы остальное! Всё это понятно и объяснимо, но, только относясь к этим упражнениям халатно, мы платим за это большую цену – наши дети плохо поют, нечисто интонируют или "поют" речитативом. Всякое явление имеет своё объяснение, свои причинно – следственные связи. Всё дело в том, что раздел "распевание"- это "белое пятно" в программе музыкального воспитания детского сада, он слабо разработан и имеет сравнительно небольшой репертуар. Все мы вы- росли на "Музыкальном букваре" Н.А.Ветлугиной, и огромное ему спасибо за эти упражнения. Но время не стоит на месте, и наша творческая работа подсказывает нам новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара и в этом виде деятельности. Ведь почему наши дети не любят раздел "распевание"? Для них он скучен, неинтересен, монотонен и не всегда понятен. Диапазон и вокальные позиции распевок довольно однообразны. И как следствие этого, проходит эта часть музыкального занятия почти  формально, а, главное, нерезультативно. А как же наши дети споют большие скачки в песнях на сексту и даже септиму, если распевки на одной ноте практически не обучают этому, т.е. смысл распевания, как такового, пропадает! Есть прекрасные вокальные упражнения, такие как "Птичка и птенчики", "Качели", "Бубенчики" и т д. Н.А.Ветлугиной, их обязательно надо продолжать использовать, но их очень мало, невозожно, в самом деле, практиковать только их все пять лет пребы- вания в детском саду! Как же сделать так, чтобы нашим детям стало интересно заниматься распеванием, а значит, и пение стало успешным? Д Может быть, вспомнить о том, что мы имеем дело с детьми, а они больше всего на свете любят играть, так не воспользоваться ли этим и не совместить ли приятное с полезным? Нетрудно придти к выводу, что чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем очевиднее результат. 

     Значение игрового распевания для развития вокальных способностей детей.

    Можно брать знакомые и понятные детям сюжеты, героев сказок или образные зарисовки,среднем и высоком регистре.

     Наглядность и образность этих картинок помогает детям озвучивать данных героев в разных звуковых позициях. Контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и вос- производить их голоса и, что немало важно, ИГРАТЬ в них. Диапазон этих распевок намеренно расширен, так как соврменные детские песни предлагают нам интересные мелодии и, отнюдь, не в пределах квинты. Поэтому низкие и высокие ноты должны присутствовать и в распевках, иначе как они будут чисто интонироваться в песнях?

     

     Такое игровое распевание многофункционально:

     

    1. Благодаря наглядности и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (среднего или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е .чистое интонирование.
    2.  Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение и пение товарищей;
    3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;
    4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание ТЕАТРАЛЬНЫХ ЭТЮДОВ с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
    5. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений, музицирование детей .

     

    1. Игровые распевки могут быть использованы, помимо своего основного назначения, и в других частях занятия – ещё одно уместное закрепление голосом средних и высоких звуков будет только на пользу, тем более что это займёт всего полминуты и пройдёт в игровой форме, может быть исполнена как приглашение к парному танцу: в ритме польки или вальса, а игровые песенки к подвижной игре в догонялки.

     

    Игровое распевание чрезвычайно нравится детям, так как оно наглядно, понятно ребятам, проходит в игровой форме. Дети воспринимают игровое распевание как первую из песен и ждут его с нетерпением. Чередование распевок и смена иллюстра- ций только подогревает интерес детей к этому виду деятельности, делая его занимательным и творческим! Тут и пение, и игра, и повтор прочитанных сказок.

     Цветные картинки так и просятся в музыкальный уголок: Театрализованная деятельность + пение! 

    Распевка должна подбираться обдуманно. Она должна соответствовать решению поставленной задачи в последующей песне. Решить: какой проблемный момент необходимо сегодня отработать для пения – скачки или плавный подъём мелодии, распевка должна выполнять ту же функцию, иначе её использование бессмысленно.

     

     Вывод: если РАСПЕВАНИЕ будет результативным, то и ПЕНИЕ будет плодотворным.

     

     

    Литература 1. Б.М. Теплов "Психология музыкальных способностей де- тей" М.1985г. 2. Б.М. Теплов "Психология индивидуальных различий М.1985г. 3. Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова "Музыкальные занятия в детском саду" М. 1981г. 4. Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" М.1983г. 5. О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили "Музыкальное воспитание дошкольников" М.1998г. 6. О.П.Радынова "Музыкальное развитие детей" М.1997г. 7. Н.А.Метлов "Музыка – детям" М.1985г.

    Категория: статьи | Добавил: Natali (20.12.2016)
    Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz