Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 15.11.2018, 21:51

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [121]
Страничка логопеда [10]
Страничка старшего воспитателя [2]
старший воспитатель- Ковалик Е.В.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Страничка логопеда

    "Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС"

    Здравствуйте, уважаемые родители!

    Приятно, что вы заглянули на страничку логопеда, и я благодарю вас за то, что нашли время и возможность для этого. Данная статья посвящена обсуждению сути Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), а также проблеме перехода детей из детского сада в школу, психологической готовности ребёнка к переходу к школьному обучению. Задача данной статьи, дорогие родители, помочь вам сориентироваться в новых направлениях и приоритетах современного образования. А главная задача - понять, в каких направлениях в сотрудничестве со специалистами эффективно подготовить ребёнка к новой ступени - учебной деятельности, что послужит залогом успешного будущего вашего ребёнка. Родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Важно понять, что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.

    Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одна из ступеней подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Новый стандарт предполагает, что детей дошкольного возраста нужно НЕ УЧИТЬ, А РАЗВИВАТЬ. Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, которые помогут ребенку быть успешным. В приоритете стандарта дошкольного образования - РАЗВИТИЕ ребенка, а не его ОБУЧЕНИЕ.

    Развитие — стоит во главе угла. Развивать ребёнка нужно посредством доступного для его возраста ведущего вида деятельности — игры. В результате, весь образовательный процесс встроен в игру и дети, сами того не замечая, обучаются.

    Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. В дошкольном образовательном учреждении занимаются с детьми, но

    само понятие занятие в контексте ФГОС рассматривается как ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ДЕЛО без отождествлением его с занятием, как формой учебной деятельности.

    В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией, состоянием здоровья, интересами.

    Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует с ребёнком, но это взаимодействие рассматривается не в формальном контексте: ВЗРОСЛЫЙ-РЕБЁНОК (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю), а в контексте - ПАРТНЁРСТВА. Данная модель предполагает, что взрослый ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТ с детьми: вместе ставит цели, вместе действует к достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, который получился на выходе.

    Ребёнок рассматривается, как равноправный партнёр взрослого и помогает на равных позициях определить цели, задачи и методы их решения.

    Но данная модель будет эффективна в том случае, если у ребёнка сформирован ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, самостоятельность, творческая составляющая, что мы и формируем, РАЗВИВАЯ ребёнка посредством игровой деятельности, а не учебной.

    В настоящее время в РФ в структуре системы образования выделяют следующие уровни:

    Первый уровень - Дошкольное образование (впервые) является первым уровнем общего образования;

    Второй уровень - Начальное общее образование;

    Третий уровень - Основное общее образование;

    Четвертый уровень - Основное среднее образование;

    Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования.

    Что же такое ФГОС?

    ФГОС - это требования, которые учтены и прописаны в программе, и каждый воспитатель и специалист работает по этой программе.

    Главным приоритетом ФГОС является психологическая подготовка ребёнка к школе, которая включает:

    * интеллектуальную готовность;

    * мотивационную готовность;

    * эмоционально-волевую готовность;

    * коммуникативную готовность.

    Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

    К 6–7-и годам ребенок должен знать:

    * свой адрес и название города, в котором он живет;

    * название страны и ее столицы;

    * имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

    * времена года, их последовательность и основные признаки;

    * названия месяцев, дней недели;

    * основные виды деревьев и цветов.

    Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

    Мотивационная готовность предполагает умение ребёнка ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

    С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

    Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши

    оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

    Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

    Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

    * способностей ставить перед собой цель,

    * принять решение о начале деятельности,

    * наметить план действий,

    * выполнить его, проявив определенные усилия,

    * оценить результат своей деятельности,

    * умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

    Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

    Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

    -Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

    -Относитесь к ребёнку, как к себе, ведь мы ценим себя не по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

    Коммуникативная готовность.

    Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе (коллективе).

    Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

    В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

    В большинстве своём каждый из родителей считает, что ребенок готов к школе, но придя в школу, ребёнок может испытывать трудности. В каком же случае это может произойти?

    «Портрет» первоклассника, не готового к школе:

    * чрезмерная игривость;

    * недостаточная самостоятельность;

    * импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

    * неумение общаться со сверстниками;

    * трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;

    * неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

    * низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

    * плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

    * недостаточное развитие произвольной памяти;

    * задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

    Так же, одна из главных задач перед школой - воспитание самостоятельности у ребенка.

    * Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

    * Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

    * Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

    * Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

    Правила детского «общежития», которые важно с ребенком проговорить:

    * Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай;

    * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться;

    * Избегай драки, старайся договориться;

    * Не обижайся без дела;

    * Сам ни к кому не приставай;

    * Зовут играть - иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.

    * Не дразни, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси;

    * Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, старайся, а какие будут отметки, такие и будут;

    * Не ябедничай за спиной у товарищей;

    * Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят;

    * Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой;

    * И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты - НАШ любимый!!!;

    * Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я (мы) буду ждать и думать о тебе;

    * Дорогу переходи внимательно, не торопись;

    Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста:

    Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет)

    Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

    Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

    Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

    Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

     

    Взрослые, помните!

    Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости! Будьте сами примером для ребёнка!

    Портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСу:

    Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками ребёнок. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Ребёнок соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

    Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

    Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

    Коммуникабельный. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует

    вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

    Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

    Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

    Таким образом, в портрете выпускника - дошкольника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания умения и навыки, как было раньше.

    И с этим сложно не согласиться, поскольку, если у ребёнка к школе будут сформированы физическая, психологическая, эмоционально-волевая и интеллектуальная (познавательный интерес) сферы, то знаниями, умениями и навыками он точно овладеет.

    Но самое главное, и это прописано в законе об образовании, что первыми и главными в воспитательно-образовательном процессе для детей являются родители, а воспитатели и специалисты оказывают помощь в воспитании ребёнка.

    Задача данной статьи, дорогие родители, помочь вам сориентироваться в новых направлениях и приоритетах современного образования. А главная задача - понять, в каких направлениях в сотрудничестве со специалистами эффективно подготовить ребёнка к новой ступени - учебной деятельности, что послужит залогом успешного будущего вашего ребёнка.

     

    С уважением, учитель-логопед Данфельд Виктория Ивановна.

    Категория: Страничка логопеда | Добавил: Natali (23.04.2018)
    Просмотров: 59 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz