Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 28.11.2020, 11:44

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [200]
Страничка логопеда [14]
логопед Данфельд В.И.
Страничка старшего воспитателя [7]
старший воспитатель- Гайдукова Е.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Страничка логопеда

    Игры и упражнения для не говорящих детей М. Лынской

    Часто родители не говорящих детей на консультации задают вопрос: как заниматься с ребёнком, в какие игры играть. Отвечая на данный вопрос, хочу предложить вашему вниманию:

    игры и упражнения для не говорящих детей М. Лынской.

    Всегда важно понимать, какие цели и задачи специалист, педагог или родитель хочет решить.

    Задачи данных игр:

    * развитие мотивации к речевой деятельности;

    * расширение внутреннего лексикона (пассивного словаря);

    * развитие высших психических функций, входящих в структуру функциональной речевой системы;

    * развитие продуктивных видов деятельности;

    * ознакомление с окружающим миром. Основные правила:

    - Опора на первоначальные возможности ребенка:

    если ребенок может и хочет повторить за Вами, это замечательно. Если не может или в данный момент не хочет, продолжайте занятия – в любом случае Ваша информация пополнит его пассивный словарь. - Основная Ваша цель – максимум сенсорных впечатлений при кратком, эмоциональном речевом комментарии.

    Например, ребенок копается в грязи, а Вы рядом эмоционально комментируете: "Ух, ты какая грязь" с неподдельным восторгом.

    1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЙ

    Игра «Машинка из одеяла».

    Взрослый стелет на пол небольшое покрывало, ребенок садится на него, получая в руки что-то, имитирующее руль. Ребенку объясняют, что он едет

    на машине и нужно «сигналить», произнося «би-би». Взрослый, взяв одеяло за два угла, катает ребенка по комнате, стимулируя его к произнесению звукоподражания. Взрослый предлагает ребенку попрощаться с игрушкой, уезжая из комнаты: «Пока!», стимулирует к воспроизведению жеста. «Мусорка».

    Взрослый по очереди с ребенком бросает различные бумажки, тряпочки в коробку, при этом выкрикивая «оп» - если попал, «бум» - если что-то упало с грохотом». При этом взрослый сопровождает все это словами: бросать, кидать, швырять. Таким образом, ребенка подводят к осознанию того, что одно и то же действие может иметь разные значения. «Дождик».

    Рассыпать рис, гречку, обозначив крупы дождем и проговаривать звукоподражания «Кап-кап». «Снег». Для закрепления простого слова «вата» можно сдувать ватки со стола, отщипывать вату от большого куска, постоянно проговаривая слово.

    «Будильник».

    Для развития кинестетических (телесных) ощущений (что очень важно при моторной алалии» и закрепления или вызова звукоподражания «тик-так», звука «з» используется эта игра. Взрослый пальцем заводит на руке ребенка будильник, приговаривая «тик-так», затем трясет руку ребенка- будильник зазвонил «з-ззз». Затем предлагается ребенку завести будильник логопеду, маме, самому себе. Также можно «заводить будильник» на животе, спине, голове.

    «Чудесный мешочек».

    Знаменитую игру можно использовать для закрепления простых слов. Сложить в мешочек: вату, мох, бусы и т.д. И предложить ребенку на ощупь определить, что он достает и назвать этот предмет.

    «Обертки».

    Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани/бумагу разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!» или названий предметов.

    НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, РЕПЛИКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНЫ!

    2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА, НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ Сортировка игрушек.

    Купите несколько однотипных коробок или контейнеров, на каждый наклейте условное обозначение – машины, куклы, лейки, формочки и т.п. Главное, что игрушки, которые Вы выберете для сортировки в именительном падеже, множественном числе имели окончания: -ы, -и. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно поиграть с разными игрушками в песочнице, сопровождая игру ребенка простым речевым комментарием, состоящим из глаголов: едет, топает, льется, поливаем, лепим и т.п.

    По окончании игры, покажите ребенку одну игрушку, произнося «одна, один», а затем много таких же игрушек - «много». Далее: «Это лейкА, это лейкИ; Это куклА, это куклЫ». Окончания слов выделяйте интонацией. Дайте задание: разложить игрушки по коробкам. Будет лучше, если Вы вместе с ребенком подготовите логотип для коробки: вырежете картинку из журнала, нарисуете вместе, свяжете, переведете аппликацию и т.п. По окончании игры предложите ребенку на ощупь угадать содержание коробки, по возможности употребляя слово во множественном числе и сопровождая указательным словом, например: «Тут машинЫ». Игра «Теремок».

    Для закрепления понимания предлогов ребенку предлагается провести в теремок героев сказки по сооруженному лабиринту. Взрослый четко формулирует инструкцию: «Посади В дом мышку». Если позволяют речевые возможности ребенка, взрослый просит его произнести, куда он посадил животное, проговаривая ответ вместе с ребенком, интонационно выделяя предлог: «В дом!». Игра способствует профилактике нарушений чтения и письма за счет развития зрительно-моторной координации. Для этой игры

    можно использовать деревянные конструкторы «Сказки».

    Упражнение «Разноцветный сундучок».

    Ребенок по инструкции взрослого достает из красочной шкатулки различные предметы, одинаковые по цвету: достань КРАСНЫЙ, достань КРАСНУЮ. ( Развиваем и закрепляем понимание рода прилагательных).

     

     

    Игра «Домики для животных».

    Взрослый предлагает расселить в большие домики (построенные ребенком из природного материала) мам, а в маленькие – деток. «В большой домик поселим белку, а в маленький – бельчонка. Дай бельчонка, дай белку». 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ

    -Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку – самые высокие бруски; в другую – самые маленькие кубики, в третью – самые толстые цилиндры и т.д.).

    -Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием – пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно – позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и другими частями речи.

    -Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху – что готовится на кухне.

    -Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку,

    руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты», повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за Вами эти простые слова.

    -Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком – гуляем по дну озера; разложите ракушки – по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп – скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами (Г.Г. Колос, 2007). -Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, читая «женский журнал» мама может обращать внимание ребенка на иллюстрации, называть их, совместно с ребенком вырезать и наклеивать в «логопедический альбом». Для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

    -Перед началом занятий с ребенком, предложите ему самому выбрать, чем именно вы займетесь в этот момент: ребенок может изъявить свою волю, выбрав соответствующий предмет-символ (краски – рисовать, конструктор – собирать развивающие пазлы и т.п.). Таким образом, ребенок будет учиться планировать свою деятельность.

    Категория: Страничка логопеда | Добавил: Natali (31.01.2019)
    Просмотров: 857 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2020
    Создать бесплатный сайт с uCoz