Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 21.06.2018, 17:12

ГБДОУ Детский сад №48 Фрунзенского района

Меню сайта
Категории раздела
статьи [104]
Страничка логопеда [8]
Страничка старшего воспитателя [2]
старший воспитатель- Ковалик Е.В.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » статьи

    "Волевая готовность" Васильева Л.А.

    В жизни каждой семьи наступает однажды радостные и ответственные моменты: подросший малыш, с новеньким ранцем за спиной и огромным букетом в руке, отправляется первый раз в первый класс. И в отличие от малыша, взрослые волнуются куда сильнее. Кому, как не им, хорошо известно, что в самом начале пути кроху ждут самые настоящие трудности: непривычный ранец, непослушные буквы и гудящие от шариковой ручки пальчики. И, конечно, в каждой семье, где растут дети, перед взрослыми встает вопрос: как подготовить ребенка к школе, к предстоящему учебному труду? Ведь начало обучения в школе – очень напряженный период, потому что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий, обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходиться сдерживать, общение с новыми друзьями. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, трудно сидеть в определенной позе. Сегодня мы поговорим о волевой готовности ребенка к школе.

    ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ – это способность ребенка напряженно трудиться, делать то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

    Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задание, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

    Взрослый должен:

    Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появиться желание в ее достижении;

    Направлять, помогать в достижении цели;

    Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

    Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

    Хорошо если к началу обучения в школе будут сформированы следующие волевые качества:

    Организованность поведения,

    Умение организовать рабочее место,

    Своевременно начинать работу и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой,

    Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

    ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ…

    Дети с раннего возраста стремятся включиться в дела старших. Не отталкивайте их, наоборот, постепенно привлекайте к выполнению каких-то домашних обязанностей.

    Постепенно нужно предлагать ребенку и такую работу, которая, может, и не интересна ему, но необходима. Ведь в школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

    ЕСЛИ ТРУДНО УСИДЕТЬ НА МЕСТЕ, то и учиться будет нелегко. В школе малышу придется подолгу заниматься одним и тем же, подчас однообразным делом.

    Ситуация. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т.д. Многим просто не хватает усидчивости и внимания.

    Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнения задания и т.д.

    Надо приучать ребенка думать и о результате. Начатое дело нужно довести до конца.

    ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО – «НЕЛЬЗЯ».

    Ведь что такое школа в первую очередь? Это не только развивающая среда, а еще и дисциплинирующая система.

    И построена она на принуждении. Урок – это форма принуждения. Он проходит под девизом «Ты должен!». Конечно, от таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это «Ты должен!» заинтересованность в обучении, общением, полнотой происходящих в школе событий.

    Но даже в самой доброжелательной обстановке ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово «нельзя». Он должен уметь принимать ограничение со стороны других и должен уметь ограничивать себя сам.

    К 7 годам ребенок должен уметь внимательно, не перебивая, слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших.

    Надо чаще напоминать малышу, что он живет среди людей и поэтому должен вести себя так, чтобы своим поведением не мешать им: папа спит – нельзя шуметь; мама занята разговором – не нужно в это время обращаться к ней с вопросами, пришли к родителям гости – ребенку не место за столом.

    Если ребенок не умеет считаться с другими, он не сумеет построить правильные отношения с детьми и в школьном коллективе.

    ОТНОШЕНИЯ К УЧИТЕЛЮ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    Ребенок должен уметь вступать в общение и учителем и со сверстниками.

    Правильно воспринимать ситуацию урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

    В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.

    Отношение к сверстникам. Умение ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, починяться при необходимости, чувство товарищества – качества, которое обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития.

    Отношение к родным и близким.

    Конечно, общение ребенка с воспитателями и со сверстниками в детском саду, позиция педагогов в вопросах формирования взаимоотношений играют при этом важную роль. Но не менее значимо и то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребенок среди братьев и сестер, успела ли душа ребенка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребенка со сверстниками во дворе, как оценивают его поведение, взаимоотношения.

    Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

    Отношение к самому себе.

    Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, свои способности, свою деятельность и ее результаты, т.е. иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что «школа плохая», «учитель злой» и т.д.

    ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ – одно из важнейших условий успешного вхождения ребенка в школьную среду.

    К моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

    Школа начинается с раздевалки. Через месяц учебы в школе родителям предложат ограничить проводы ребенка у дверей класса. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной сутолоке. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся «в процессе». Но стартовым навыкам в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать.

    При подготовке ребенка к школе обратить внимание на развитие самостоятельности, связанной с познавательной деятельностью. Это должно выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать из без побуждений извне («Я хочу это сделать…»), проявлять инициативу («Я хочу сделать это по-другому») и творчество («Мне хочется сделать это по-своему»).

    Для формирования такой самостоятельности нужны специальные усилия взрослых.

    Ребенок должен:

    Работать самостоятельно, без присутствия взрослого.

    Работать, ориентироваться на получение результата, а не только чтобы избежать неприятность.

    Проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности, стремясь к личным достижениям.

    ГЛАВНОЕ ДЛЯ УСПЕШНОГО СТАРТА – чтобы ребенок хотел учиться, чтобы в первый класс шел с радостью.

    Постарайтесь создать общий положительный образ школы. Почаще рассказывайте малышу о школе, об учителях, о забавных историях из собственной школьной жизни, о дружбе ребят, а самое главное – о том новом и интересном, что может открыть только школа.

    В то же время не переусердствуйте, не идеализируйте школьные будни. Ребенок должен знать: учеба – не только радость, но и упорный труд. И без усидчивости, аккуратности, без старательности и прилежания успеха не добьешься.

    Таким образом, важная сторона готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребенка. У семилетних детей мы должны наблюдать умение считать более важным не то, что «хочется», а то, что «надо». Это дает ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он способен включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителями.

    Категория: статьи | Добавил: Natali (18.05.2018)
    Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]

    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz